Системные расстановки

 Системные (семейные) расстановки - метод краткосрочной терапии, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925). Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход».


Классические семейные расстановки

Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.

 

Расстановка -- это работа на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение. В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и  индивидуальном консультировании. Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Каждый человек является частью более широкой системы — своего рода, подобно тому, как каждый лист является частью дерева. Как любая система, род имеет свои порядки, законы и свои динамики. Чаще всего эти процессы не осознаются, но именно они формируют наши привычные чувства, модели поведения, то как мы строим отношения, и, в конечном счете – нашу судьбу. Многие проблемы, которые принято считать "личными" — сложности в партнерских отношениях, проблемы в поведении детей, зависимости, и даже хронические болезни — могут быть решены, если понять, какую роль человек играет в своей семейной системе. Красота метода Семейных Расстановок заключается в том, что он позволяет ясно увидеть это и, как результат работы — найти эффективное решение, обретая свободу от ограничивающих образов. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

 

"В основе метода лежит любовь, как основа жизни, которая может существовать только в границах порядка семейной системы. Нарушение порядка в семейной системе ведет к уменьшению любви, а, следовательно, к разногласиям, конфликтам, непониманию в семье, к членам рода и с самим собой". Берт Хеллингер

 

Берт Хеллингер вывел несколько основных законов (порядков), нарушение которых приводит к различным проблемам во всех сферах нашей жизни:

1. Порядок принадлежности.

2. Порядок иерархии. 

3. Баланс между "давать" и "брать".

 

Причем нарушение этих порядков могло произойти задолго до нашего рождения. Также мы можем испытывать чувства, которые нам не принадлежат, а передались нам "по наследствр".

Работая с динамиками семейных систем, Берт Хеллингер определил основные причины человеческих страданий. Одна из них заключается в семейных переплетениях, когда клиент идентифицирован с каким-то из предков, который был исключен из системы или забыт. Другая важная динамика - это прерванное движение (разрыв эмоциональной связи) ребенка к родителям (чаще к матери).

Вовлечение в семейное переплетение не является осознанным решением. Это результат бессознательного действия коллективной совести. Последствия переплетиния могут быть самыми разными.  Это могут быть эмоциональные расстройства, психосоматические заболевания и даже психозы. Может не складываться жизнь. Могут происходить неожиданные неприятности. Переплетения влияют на способность человека устанавливать близкие отношения с другими людьми, поскольку по сути он не является самим собой, а живет чужой жизнью, сам того не замечая.

Бывают такие динамики, когда ребенок из любви к родителю, хочет уйти вслед за умершим родственником, как бы говоря родителю: "Я сделаю это вместо тебя. Лучше я, чем ты". Тогда у ребенка возникают болезни, несчастные случаи или суицидальные попытки.

Бывает так, что ребенок из любви к родителю несет его ответственность или его боль. И все это неосознанно. Но это не облегчает ситуации, а только усугубляет ее.

 

Благодаря родовому полю и при помощи заместителей, можно обнаружить эти нарушения и найти решение. 

Метод семейных системных расстановок позволяет выявить нарушения порядка в семье, в роду (системе) и найти мудрое для клиента решение по восстановлению любви, гармонии и порядка в системе.

 

Метод построен таким образом, что позволяет увидеть себя, свою семью, свой род и связи со стороны. А, следовательно, и осознать ту информацию, в которой клиент постоянно находится, но не осознает. К примеру, это может быть переплетение судеб людей в разных поколениях, наследование болезней, навязчивых идей, страхов, а так же образа жизни, судьбы.

 

Метод семейных системных расстановок позволяет расставить и пережить детские и взрослые обиды, перенятые от родителей негативные переживания или наоборот, заблокированные и запрещенные чувства к определенным членам рода, и тем самым  "отпустить" накопленный негатив.

 

уховное освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в дуще человекаон начинает жить своей жизнью и реализовывать свои жизненные цели", - говорит Б. Хеллингер.


Метод построен на прочувствовании ситуации.

 

Таким образом, системные расстановки позволяют найти мудрое именно для клиента решение, которое изменит его жизнь на столько, на сколько он готов на момент расстановки.

 

   Научным обоснованием метода Берта Хеллингера является теория Руперта Шелдрейка о морфическом поле социальных систем. 

 

 Семейные системы

В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

В общем случае к семейной системе клиента относятся:

- биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путём или с использованием современных технологий оплодотворения);

- братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;

- сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли они на настоящий момент. Зачатие ребёнка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в т.ч. краткосрочная связь или насилие, в т.ч. если ребёнок не был рожден);

- дети клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;

- другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;

- люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы "отношениями жизни и смерти", например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.

Эти правила отнесения к семейной системе не являются жёсткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.

 

Этапы развития расстановок по Берту Хеллингеру

К настоящему времени (2012 год) в развитии расстановок непосредственно Бертом Хеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.

 

1 этап (примерно до 1998 года) - классические порядковые расстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения "хорошего решения" - наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.

 

2 этап (примерно до 2001 года) - "движения души". Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к "хорошему решению". Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.

 

3 этап (с 2001 года) - "движения Духа". В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких систем - семейной и бОльших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин Spirit Mind (автор термина - Suzi Tucker), который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения "всего как оно есть", безотносительно к "морали" или "справедливости", "добру и злу" и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как "проблема" и "решение" - рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободное движение.

Новая "философия" расстановок отражается и на методологии: как правило, Хеллингер не спрашивает у клиента подробный запрос, а иногда и вовсе не спрашивает, какова должна быть тема работы. Работа идет в наиболее энергетически насыщенную на данный момент тему, которая ощущается ведущим в процессе особой сонастройки с клиентом. Хеллингер описывает это особое состояние расстановщика как "пустую середину", куда может извне прийти понимание правильного на данный момент действия. В начале развития духовных расстановок Хеллингер ставил всего одну или две ключевые фигуры и из их сильного концентрированного взаимодействия развивалось движение наиболее насыщенной клиентской темы. В дальнейшем количество фигур увеличивалось, и со временем они уже не всегда представляли конкретных членов семьи - фигуры добавлялись из ощущений энергетической целостности расстановочного поля, и часто они не назывались. В процессе работы клиент мог узнавать в этих фигурах конкретных людей или чувствовать их как знакомые, известные в его опыте понятия/явления.

 

4 этап (с апреля 2008 года) - многоуровневые расстановки (первая многоуровневая расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Втором международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10-20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены в прямую или полукруг в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться "одноуровневыми" и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы - в нескольких системах одновременно. При недостаточной готовности ведущего, клиента, группы не происходит многоуровневой расстановки несмотря на методологически "правильное" начало.

 

5 этап (с ноября 2009 года) - т.н. "мертвые" расстановки (первая "мертвая" расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Четвёртом международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). Если в предыдущих видах расстановок мертвые члены системы участвовали "как живые", т.е. находились во взаимодействии с живыми, к ним можно было обратиться и достичь разрешения в этом взаимодействии, то в "мертвых" расстановках мертвые люди остаются закрытыми от эмоционально насыщенного взаимодействия. Хеллингер говорит о достижении такого свойства уважения к мертвым, которое позволяет оставить их, не находиться с ними в "сцепке" и открыть тем самым для себя свободу в дальнейшей жизни. Это принципиальным образом меняет предыдущую расстановочную "философию", основанную на том, чтобы взаимодействовать с мертвыми, получив в этом взаимодействии "разрешение" проблемной ситуации. Методически "мертвые" расстановки также представляют собою введение в расстановочное поле нескольких заместителей без называния ролей - "это все мертвые, которые с тобой связаны". Иногда Берт Хеллингер использует предмет для обозначения линии между миром живых и миром мертвых. В "мертвых" расстановках очень "густая" энергия, мало движения и не происходит спонтанных "разрешений". Хеллингер работает в этих расстановках через опыт клиента от пребывания в "мертвом царстве", где распадаются эмоционально насыщенные контакты с мертвыми. Затем Хеллингер выводит клиента за пределы этого царства, и клиенту может быть открыт опыт продолжения жизни с памятью о мертвых, но без "сцепления".

Исследователи работы Берта Хеллингера трактуют развитие расстановок в основном не как развитие методологии, а как развитие уровня и свойства принятия клиентской системной ситуации. Если на начальных этапах принятие достигалось через исправление (выстраивание правильных порядков), то на позднейших этапах принятие рождается из перехода на уровни нескольких и бОльших (более высоких) систем. Для больших систем (в "пределе" - все человечество в единстве с божественным) теряет значение биполярность взаимодействий отдельных индивидов и их разделённость через мораль и оценочность. Испытанный в расстановке опыт неразделённости в большем клиент может "унести" в свою дальнейшую жизнь, в которой тоже может снижаться напряженность и разделение, на место которых приходит контакт и соединение.

Каждая конкретная расстановка не обязательно относится строго к одному из типов. Одна расстановка может развиваться в несколько этапов или одновременно включать в себя участки нескольких типов. Берт Хеллингер в настоящее время (2012) делает расстановки всех 5 разновидностей, в зависимости от клиентской ситуации и места работы.

Многоуровневые и мертвые расстановки Берт Хеллингер пока не делал в России.

 

Новости

Открыт набор в психологическую группу

Психологическая группа

В группе психологической помощи Вы можете: 

button разобраться в своих внутренних конфликтах

button разрешить проблемы взаимоотношений с вашими близкими

button получить поддержку группы

button обрести уверенность в себе   

button почувствовать свою силу

button избавиться от одиночества

button позволить себе быть близкими с другими людьми

button создать новые формы взаимоотношений

button открыть для себя новые возможности

button обрести гармонию с собой и миром

  Психологическая группапсихологическая группапсихологическая группапсихологическая группа

 

 

 

 


Записаться в группу